Законодательство об исполнительном производстве позволяет обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (или других должностных лиц ФССП России) в ведомственном порядке.
Какие плюсы данного метода?
- Скорость – жалоба рассматривается в 10-дневный срок (против обычных 30 дней для жалобы в порядке Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»)
- Эффективность – жалоба рассматривается непосредственным начальником судебного пристава и меры к устранению нарушений могут быть приняты оперативно.
- Простота – по сравнению с судебным порядком оспаривания, процессуальные требования к оформлению жалобы в ведомственном порядке проще.
- Дешевизна – нет необходимости оплачивать какие-либо пошлины.
Какие минусы данного метода:
- «Ворон ворону глаз не выклюет.» Есть вероятность, что руководство судебного пристава поддержит своего сотрудника и будет минимизировать совершенные нарушения. Особенно это касается признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
- Повышенные процессуальные требования к оформлению (в отличии от жалобы в порядке Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», которая составляется в произвольной форме)
- Сложность сформулировать требование. Простому гражданину не так просто правильно сформулировать требование в жалобе.
Кому подавать жалобу?
Принцип очень простой – жалоба подается непосредственному руководителю должностного лица, чьи действия обжалуются.
Если это судебный пристав-исполнитель, то жалоба подается старшему судебному приставу. Если это старший судебный пристав, то жалоба подается главному судебному приставу субъекту РФ.
Подробней – см. в законе статья 123.
Содержание жалобы:
В жалобе должны содержаться все обязательные реквизиты:
1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
4) требования лица, подавшего жалобу.
Если, какого-либо реквизита в жалобе не будет, то судебные приставы откажут в рассмотрении жалобы по-существу – см. статью 124.
Наиболее часто встречающаяся ошибка. Действие совершил судебный пристав Петров, который на момент написания жалобы не работает, а на его месте работает пристав Сидоров. В итоге, не указывается ФИО должностного лица, чьи действия обжалуются.
В данном случае необходимо указывать ФИО Петрова.
Что нельзя обжаловать в ведомственном порядке?
Развивая принцип, о том, что лицо чьи действия обжалуются, не может рассматривать жалобы сам на себя («Никто не может быть судьей в своем деле»), законодатель запрещает приставам рассматривать жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Кроме того, основаниями для отказа в рассмотрении жалобы по-существу являются:
1) обжалуются результаты оценки имущества, произведенной оценщиком;
2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;
3) не соблюдены требования, установленные частями 1 и 2 статьи 124 настоящего Федерального закона ( содержание жалобы);
4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;
5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.
Срок рассмотрения жалобы:
В течении десяти дней. Решение оформляется постановлением.
Решение по жалобе:
Если жалоба признается обоснованной, то могут быть приняты следующие решения:
1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;
2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) отменить принятое постановление и принять новое решение;
4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
Образцы документов
Пример административной жалобы.
Если есть вопросы, то обращайтесь, заполнив форму ниже
Консультации платные, устная – от 1000 руб.
Подробней мои контакты — здесь