Обзор изменений в законодательство об исполнительном производстве — 2013. Будут ли за долги изымать водительские права?

 

фото права

 В апреле 2013 г были подписаны Федеральные Законы № 49-ФЗ[1] и № 33-ФЗ[2] , которые вступают в силу 9 мая 2013 г.

Данными законами внесены изменения в деятельность службы судебных приставов, которая, в том числе, принудительно взыскивает долги с граждан и юридических лиц.

Рассмотрим внесенные изменения по своей значимости.

Увеличены санкции за несвоевременную оплату административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ – теперь за такое нарушение может быть назначено наказание  до 50 ч обязательных работ (общественно-полезные работы, которые нарушитель выполняет в свободное от основной работы время).

Следует заметить, видимо для того, чтобы подсластить пилюлю, срок для уплаты административного штрафа увеличен с 30 до 60 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа.

Как это ни странно, таких суровых мер за невыполнение судебного решения нет. Государство делает акцент именно на штрафы, которые взыскиваются в бюджет. Все это напоминает мне известную в литературе «турецкую манеру управления». Суть этой манеры заключается в том, что санкции устанавливается не на поддержание общественного порядка, а исключительно для пополнения бюджета.

Так, в службе судебных приставов каждый год устанавливаются плановые задания по взысканию административных штрафов. В то же время, плановых заданий по взысканию в пользу граждан и организаций никогда не устанавливались…

Что касается лишения водительских прав за неуплату долга. Некоторые средства массовой информации несколько исказили суть изменений, возможно, выдав желаемое за действительное.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.8. КоАП РФ физическое лицо может быть лишено специальных прав (в том числе водительских) только за уклонение от исполнения наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом и только в случаях, когда такое лишение предусмотрено статьей Особенной части КоАП РФ.

То есть неоплата штрафа в 60-дневный срок образует состав 20.25 КоАП РФ, которая не предусматривает такой санкции, как лишение специального права.

Остальные изменения будут интересны специалистам.

Внесены изменения в ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», касающиеся срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Теперь, по общему правилу срок для добровольного исполнения составляет 5 дней (а не до 5 дней как было ранее). Следует признать данное изменение положительным, т.к. исключает коррупционный момент возможности вымогательства с должника взятки посредством угрозы установления заведомо нереального срока для добровольного исполнения – 1 ч, 2 ч. и.т.д.

Напомню, что в случае невыполнения требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, по общему правилу с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы.

Несложно посчитать какой исполнительский сбор может быть у предприятия с многомиллионым долгом.

Установлены порядок и сроки рассмотрения процессуальных ходатайств в исполнительном производстве. Ранее такого порядка не было, и судебные приставы часто применяли 30- дневный срок рассмотрения по аналогии со сроком рассмотрения простого письменного обращения гражданина или представителя организации в органы государственной власти.

Так, в соответствии с ч. 3.1. ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве», заявление об отложении исполнительных действий передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня его поступления в службу судебных приставов и подлежит рассмотрению в течении суток.

Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий (либо отказе в  отложении) утверждается старшим судебным приставом.

Аналогичный порядок рассмотрения установлен для рассмотрения заявлений о приостановлении и прекращении  исполнительного производства ( ч. 4 ст. 45 ФЗ «Об исполнительном производстве») с той лишь разницей, что срок рассмотрения заявления составляет 3 дня.

Следует отметить, что утверждение постановлений об отложении исполнительных действий, приостановлении, прекращении исполнительного производства теперь должны утверждаться старшим судебным приставом, что повышает процессуальный ведомственный контроль.

Ранее, нередки были случаи отложения исполнительных действий и приостановления исполнительного производства по надуманным основаниям, что грубо нарушало права взыскателя.

Все остальные процессуальные заявления передаются судебному приставу-исполнителю в течении 3 дней со дня поступления в службу судебных приставов и рассматриваются в течении 10 дней.

Результаты рассмотрения заявлений оформляются постановлением должностного лица службы судебных приставов.

Копия постановления о рассмотрения процессуального заявления направляется заявителю, должнику, взыскателю в орган , выдавший исполнительный документ.

Службе судебных приставов переданы полномочия по исполнению наказания в виде обязательных работ. В ст. 109.2 ФЗ «Об исполнительном производстве» указан порядок действий судебного пристава-исполнителя по исполнению данного вида наказания.

Для меня лично выглядит несколько странным, с каким огромным желанием служба судебных приставов набирает себе новые полномочия, слабо справляясь с уже имеющимися.

По всей видимости, службе судебных приставов хочется получить статус правоохранительного органа. Если мое предположение верно, то было бы неплохо повысить материальное содержание сотрудников службы судебных приставов, т.к. кадровая ситуация в низовом звене, на мой взгляд, критическая.

И последнее изменение касается возможности службы судебных приставов создать отдел из судебных приставов-исполнителей в Центральном аппарате ФССП России. Полномочия судебных приставов-исполнителей такого отдела распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Насколько оправдано существование такого отдела – покажет время. Аналогичные подразделения есть во многих правоохранительных органах – МВД, ФСБ и.т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что большая часть изменений в законодательстве об исполнительном производстве носит косметический характер. Наиболее значимым следует признать ужесточение санкций за неоплату административного штрафа. Теперь за такую провинность можно «получить» до 50 ч обязательных работ.

 © А.А. Шарон , 2013 г


[1] «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»  и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[2] «О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.