«Организация работы территориального отдела судебных приставов по линии исполнительного производства»

Как итог многолетнего руководящего опыта в службе судебных приставов, мной, в 2007 году написана и издана книга: «Организация работы территориального отдела судебных приставов по линии исполнительного производства». В книге мной показано, как современные методики управления организацией и управлением персонала, могут быть эффективно использоваться в органах государственной власти.

Ниже приводится одна из глав книг. Полный текст можно приобрести во всех известных интернет-магазинах (ссылки в самом конце статьи)

 II. Анализ деятельности отдела.

Мы очень часто в службе судебных приставов слышим  о необходимости проведения анализа деятельности отдела. Следует признать, что большинство начальников отделов – старших судебных приставов имеют недостаточное представление о таком мощном инструменте в деятельности любого руководителя, как анализ складывающейся ситуации. В лучшем случае понимание процесса анализа заключается в сравнении с предыдущими результатами деятельности (за аналогичный период предыдущего года напр.) и констатацией фактов улучшения или ухудшения работы. В качестве причин невыполнения приводится стандартный набор объективных причин: высокая служебная нагрузка, недостаточность обеспечения автотранспортом, болезни и учебные сессии сотрудников, низкий уровень дохода должников,  большая протяженность территории отдела, низкий профессиональный уровень судебных приставов-исполнителей и текучка кадров.

Теперь давайте попробуем ответить себе на 2 вопроса: «Что дает нам этот анализ?» и «Какие решения мы можем принять на основе проведенного анализа?» Единственное, что  можно сделать на основе такого анализа, это написать заявку в Управление о выделении дополнительной штатной численности и автомобилей. Какова велика вероятность того, что в отдел выделят еще 10 судебных приставов-исполнителей и автомобиль? Очень невысокая, кроме того, если сравнить деятельность аналогичных отделов судебных приставов (имеющих одинаковую нагрузку, штатную численность и материально-техническое обеспечение), то получается, что один отдел успешно справляется с поставленными задачами, а другой отдел не выполняет и половины от того, что требуется. Очевидно, что это происходит, вследствие слабого уровня организации деятельности отдела и отсутствия четкого  и конкретного плана действий.

Экстенсивный (путем увеличения численности) путь развития малоэффективный, и руководителю отдела, прежде всего,  необходимо искать собственные внутренние резервы для выполнения поставленных задач. Почему этот путь малоэффективен? Да потому, что он не стимулирует нас на творческий поиск, пример: чтобы поднять на пятый этаж груз весом 2 тонны при штатной численности 2 человека, нам нужно, либо еще 18 человек, либо придумать подъемное устройство. А теперь посмотрите, какой из этих вариантов эффективнее в плане трудозатрат?

Так для чего нужно проводить анализ деятельности отдела? Анализ необходим для установления истинных причин невыполнения тех или иных целей, прогнозирования развития ситуации, и на основе полученных результатов  выработать конкретный комплекса мер по исправлению имеющейся ситуации.

Как правило, ввиду отсутствия навыков и специального образования, старшие судебные приставы потенциально могут провести линейный анализ ситуации, в то время как более эффективным является факторный анализ, в котором устанавливается влияние друг на друга  взаимозависимых факторов (в нашем случае плановых и прогнозных показателей) на ситуацию в целом и выполнение поставленных целей. Факторный анализ представляет огромную ценность для создания так называемого синергического эффекта. Синергический эффект заключается в том, что при изменении одного ключевого компонента системы,  вся система срабатывает эффективней, чем суммарный эффект изменения всех остальных компонентов в отдельности, т.е. действует формула 2+2=5. Интуитивно можно предположить, что таким компонентом в деятельности судебных приставов, является арест имущества должника. Усиление влияния на компонент арест имущества,  как локомотив тянет за собой все другие показатели – взысканную сумму, количество фактически оконченных исполнительных производств, административную практику, применение мер уголовного преследования и.т.д.

Однако, факторный анализ является сложным и трудоемким процессом, требующим наличия глубоких специальных знаний, в связи с чем рекомендуется ограничиваться линейный анализ ситуации.

В качестве примера проведем краткий анализ, проведенный в целях выполнения планового задания по реализации арестованного имущества.

Ленинскому территориальному отделу судебных приставов г. Иваново Управлением ФССП России по Ивановской области установлено годовое плановое задание по реализации арестованного имущества должников в размере 10 млн. руб.

По итогам работы за 6 месяцев 2007 года годовое плановое задание выполнено на 40 %. Общая сумма, подлежащая  взысканию  за 6 месяцев 2007 года составляет 200 млн. руб., процент реализованного имущества в общей сумме составляет 2 % , что значительно ниже среднеобластного показателя,  который по  итогам работы за 6 месяцев составил  7%.

Первоначально необходимо провести ревизию всего того, что делается в данном направлении, т.е. ответить на следующие вопросы:

Зачем это делается?

Что именно?

Кем?

В какие сроки?

Где?

Когда?

Кто  осуществляет контроль?

Что  делается с имеющимися результатами?

Это будет вводной частью анализа, из которой мы ясно видим, что делается в отделе для выполнения планового задания.

Далее необходимо определить, какие причины не позволяют выполнять плановое задание.

Например, причинами невыполнения планового задания могут являться:

— большое количество исполнительных производств на незначительные суммы (до 100 руб.), по которым произвести арест имущество затруднительно в связи с тем, что должнику проще и быстрее заплатить незначительную сумму;

— приостановление (отложение) исполнительных производств судом или судебным приставом-исполнителем;

— предоставление отсрочки (рассрочки) судом (или органом выдавшим) по исполнительному производству;

— отсутствие всех необходимых документов для передачи имущества;

— отсутствие сведений о местонахождении имущества;

-завышенная оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем,  либо специалистом-экспертом (в том случае, если имущество не реализовано в связи с отсутствием покупательского спроса, можно предположить, что стоимость имущества завышенная);

— отсутствие должника-гражданина по месту жительства на момент выезда;

— отсутствие должника-организации по адресу, указанному в исполнительном документе.

Чем большее количество причин (объектов) для исследования будет задано в начале анализа, тем глубже и детальней получится сам анализ. В процессе проведения анализа могут появиться новые причины, которые ранее были неизвестны (по-крайней мере не лежали на поверхности), которые также необходимо тщательно исследовать.

Далее в процессе анализа необходимо исследовать каждую причину, оценить ее влияние на ситуацию, оценить возможность влияние на нее посредством принятия управленческих решений и выработать меру (комплекс мер) направленный на изменение (удаление) влияния причины на ситуацию.

В качестве примера исследуем первую причину, затрудняющую выполнение планового задания – «большое количество исполнительных производств на незначительные суммы (до 100 руб.)». Для того чтобы оценить влияние причины, необходимо рассчитать в количественном выражении количество поступивших исполнительных производств указанной категории сумму, подлежавщую по ним взыскания сумму. Подобный расчет несложен, если в отделе установлен автоматизированный программный комплекс по ведению исполнительных производств. Что делать, если такого комплекса нет? В том случае, если общее количество исполнительных производств незначительное (например, в отдел поступило всего 1000 и.п. за 6 мес.), то, возможно, выписать исполнительные производства и сумму взыскания  из книги учета исполнительных производств, и  суммировать с помощью программного приложения Microsoft Excel.

В Ленинском районном отделе г. Иваново поступление в исполнительных документов самое высокое в Ивановской области, за 6 месяцев поступило более 30 тыс. исполнительных документов. В связи с этим ручной пересчет исполнительных производств будет трудоемок и значителен по временным затратам. Для целей проведения нашего анализа можно использовать математический прием, основанный на предположении, что исполнительные документы поступают в службу равномерно, без резких скачков (проведенные ранее многочисленные анализы поступления исполнительных документов эмпирически подтверждают наше исходное допущение):

— рассчитываем по книге учета исполнительных производств  поступление исполнительных документов указанной категории за 1 месяц;

— результат умножаем на 6 месяцев.

В результате несложного расчета мы получаем, что за исследуемый период на исполнение находилось 6 тыс. исполнительных документов на общую сумму 4,5 млн. руб. Теперь сравним сумму по исполнительным производствам с суммой подлежащей фактическому взысканию. Разделим 4,5 млн. руб. на 200 млн. руб. и получим чуть более 2%. Очевидно, что данная причина не оказывает существенного влияния на выполнение планового задания по реализации арестованного имущества. Разработки каких-либо специальных организационных и управленческих  мер воздействия, данная причина не требует.

Таким образом, из 200 млн. руб. подлежащих фактическому взысканию осталось невыясненная сумма 195,5 млн. руб.

Далее мы последовательно подвергаем анализу следующую причину – «приостановление (отложение) исполнительных производств судом или судебным приставом-исполнителем». Количественно таких исполнительных производств, как правило,  невелико в связи с чем мы точно вычисляем сумму по приостановленным (отложенным) исполнительным производствам. В результате расчета получаем, что приостановлено 73 исполнительных производств на общую сумму 82 млн. руб. Взяв отношение суммы по приостановленным исполнительным производствам к общей сумме подлежащей фактическому взысканию получаем 41 %. Очевидно, что данная причина в нашем случае оказывает существенное влияние на выполнение планового показателя по реализации арестованного имущества. Для того, чтобы определить каким образом мы можем повлиять на данную причину, а также в связи с тем, что количественно таких исполнительных производств немного,  детально проинвентаризируем исполнительные производства. В целях облегчения обработки   результаты выборок удобней и практичней оформлять  в виде таблицы (диаграммы, графика, и.т.д.). В нашем случае оформим результаты инвентаризации виде таблицы:

№ п/п

№ и.п.

Должник

Кол-во ИД

Сумма тыс. руб.

СПИ

Основания для приостановления

(отложения)

Срок, до которого и.п. приостановлено (отложено)

Мероприятия для возобновления и.п.

Примечание

1

1

ОАО «Строммаш»

22

41 123

Смирнов А.Б.

Отложено Фрунзенским судом  по заявлению должника

Срок истекает 12 июля 2007 года

Срок истекает через 12 дней, взять на контроль возобновление исполнительных действий. Исполнитель: Смирнов А.Б. контроль: заместитель начальника отдела Лейкина А.Б.

2

2

ООО «Ивмед»

12

2315

Петров О.О.

Жалоба должника на вынесение постановления о возбуждении и.п.

Приостановлено судом до рассмотрения жалобы по существу. Заседание назначено на 05.07.2007 г.

Обеспечить безусловную явку всех лиц в суд 05.07.2007 г., предпринять исчерпывающие меры по скорейшему рассмотрению дела в суде.

Исполнитель: Петров О.О., контроль заместитель начальника отдела Лейкина А.Б.

Таким образом, в результате проведенной инвентаризации у начальника отдела — старшего судебного пристава вместо отговорки: « у меня очень много приостановлено исполнительных производств и поэтому я не могу исполнить плановое задание по арестам», появляется четкое расписание конкретных действий и ясная картина развития будущей ситуации.

Аналогично необходимо проанализировать и остальные причины:

— «предоставление отсрочки (рассрочки) по исполнительному производству». В данном случае  инвентаризация поможет исключить «забывчивость» судебного пристава-исполнителя вследствие высокой служебной нагрузки, и эффективно отслеживать исполнения должником рассрочки исполнения;

— «отсутствие всех необходимых документов для передачи имущества»- инвентаризация и составление конкретных планов по перспективным исполнительным производствам поможет эффективно направить судебного пристава-исполнителя в нужное русло.

В результате проведенного анализа получится конкретный перечень мероприятий, который теперь необходимо успешно реализовать. Важным условием реализации намеченного является персональное распределение конкретных мероприятий, установление сроков исполнения и контроля за исполнением.

В заключение хотелось бы дать несколько практических советов по проведению анализа. Самое сложное в проведении анализа  — это начать его делать. Обычно возникает чувство, что не знаешь с чего начать, что ничего не получится и это все бессмысленно. Это чувство надо преодолеть, т.к. никогда неизвестно что получится в итоге анализа, это творческий процесс.

Не затягивайте с проведение анализа, может получиться так, что пока вы делаете анализ и хотите получить 100%  информации, ситуация может измениться и вся ваша работа окажется бесполезной из-за того, что вы не приняли решения на основе имеющихся 95 % информации.

Лучшим решением является то, которое принято в «нужное время» и в «нужном месте». Оптимальное время проведение анализа пять – семь дней. Если анализируемая проблема очень сложная, и вы не знаете с чего начать, начните хоть с чего-нибудь, это лучше, чем совсем ничего не делать. У государственной службы есть преимущество в сравнении с деятельностью коммерческих организаций – высокий уровень корпоративности.

Позвоните своему коллеге в соседний район, другую область, возможно у него возникала такая проблема, и она успешно решена. Коммерческие организации не делятся своими секретами достижения успехов, т.к. работают в условиях жесткой конкуренции, ФССП России выполняет общие задачи  необходимые обществу, государству. Изучение положительного опыта и его внедрение в работу своего отдела, общий мониторинг ситуации в области, стране является важным участком работы руководителя любого уровня.

Как итог главы,  в общем виде анализ ситуации можно представить как выполнение следующих этапов:

— сбор и обобщение информации о проблеме;

— осознание проблемы, выявление положительных и отрицательных сторон;

— выявление причин;

— анализ причин;

— выводы;

— выработка мер;

— прогнозирование развития ситуации;

— общий итог в результате, которого получается разработанный комплекс мер.

Заказать книгу:

Магазин Озон

Магазин Амазон

Магазин Литрес

Читать в Bookmate

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *