С 1 января 2017 года вступают в законную силу все положения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» (далее по тексту – Закон №230)
Полагаем, что деятельность кредиторов и коллекторов, которые взыскивают массовые однотипные долги (банки, микрофинансовые организации, коллекторское агентства и т.п.) существенно изменится с 01.01.2017.
Мной принималось участии в написании комментария к закону №230 с группой авторов под управлением Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), в связи с чем делюсь своими впечатлениями от закона.
Для российского правопорядка это абсолютно новый закон, ничего подобного ранее не было в истории России.
Аналогичные законы в других странах действуют уже много лет, и следует отметить, что российский вариант не самый жесткий по отношению к кредиторам и коллекторам.
Так, например, в США согласно закону Fair Debt Collection Practices Act, запрещены частые звонки должнику, а также любые звонки в ночное время.
И если в американском законе много оценочных критериев – «часто», «многократно и непрерывно», «искажение и лукавство» и т.п. то российский закон №230-ФЗ в большей части устанавливает точные ограничения для кредиторов и коллекторов.
В целом создалось впечатление, что при написании Закона №230-ФЗ за основу был взят упомянутый выше американский закон Fair Debt Collection Practices Act.
Итак, кредитору или коллектору запрещено (статья 7 Закона №230-ФЗ):
1) Звонить должнику чаще 8 раз в месяц;
2) Направлять должнику более 16 смс в месяц;
3) Лично приходить к должнику для общения по вопросу долга – более 4 раз в месяц.
Только направление писем должнику не имеет никаких законодательных ограничений по количеству и частоте.
В тоже время, есть и оценочные ограничения, такие как, например, запрет коллектору или кредитору действовать недобросовестно (статья 6 Закона №230-ФЗ).
По всей видимости, закрепление обязанности действовать добросовестно, будет своего рода универсальной «прививкой» от возможных попыток кредитора или коллектора злоупотребить своими правами или обойти закон.
При взаимодействии должника и кредитора по вопросам долга возникает обширный спектр общественных отношений.
В связи с этим крайне затруднительно предусмотреть все возможные жизненные ситуации, которые подлежат защите законом. Более того, подробный перечень запретов сузит возможности компетентных органов пресекать нежелательное поведение и опасные формы воздействия коллектора и кредитора на должника. Такой конкретный перечень запретов всегда будет устаревать сразу после его закрепления в законе.
С другой стороны, полное отсутствие конкретных запретов, создаст правовую неопределенность и возможность для злоупотреблений уже органов, контролирующих деятельность коллектора и кредитора.
В связи с этим, в статье 6 Закона №230-ФЗ, помимо общеправового принципа добросовестности, сформулированы и конкретные запреты о которых упомянуто выше.
Коллекторам и кредиторам запрещено применение к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью.
Коллекторам и кредиторам запрещено уничтожать или повреждать имущество либо угрожать уничтожить или повредить имущество должника.
Коллекторам и кредиторам запрещено применять методы, опасные для жизни и здоровья людей.
Опасность применяемого метода для взыскания долга является оценочной категорией. И данный запрет пересекается с запретом применять угрозу применения физического насилия или угрозу причинения нетяжкого вреда здоровью.
При оценке опасности метода следует исходить из того, может ли он с достоверной долей вероятности причинить вред жизни и здоровью людей.
Например, одним из способов, побудить должника к оплате долга является следующий метод – с помощью размещения специального устройства заблокировать работу канализации. Применение такого метода может привести к тому, что отходы жизнедеятельности будут попадать обратно в жилище должнику, что может повлечь его отравление, что опасно для его здоровья. Применение такого метода теперь запрещено комментируемым законом.
Кроме того, опасным методом могут быть использование ядовитых и сильнодействующих веществ, средств самообороны (перцовые баллончики, электрошокеры и т.п.) или обычных бытовых вещей «не по назначению» (например, бейсбольная бита, большие ножницы).
Коллекторам и кредиторам запрещено оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц.
Под понятие психологического давления может попасть большое количество действий и здесь главное провести грань между настойчивым требованием к должнику исполнить свое обязательство, и психологическим давлением, которое причиняет вред психическому здоровью должника
Так, недопустимо совершение действий с целью вызвать испуг у должника, например, даже в шутку или каким-либо иным косвенным способом (например, предложение должнику купить кирпич за высокую цену в темной подворотне).
Для того чтобы оценить оказывалось на должника психологическое давление могут потребоваться специальные познания в области медицины и психологии. Для разрешения данных вопросов в правоприменительной деятельности назначаются и проводятся психологическая, психолого-лингвистическая, психиатрическая, фоноскопическая, видеофоноскопическая экспертизы.
Запрещено коллекторам и кредиторам распространять сведения о должнике и его долге, а также его любые иные персональные данные.
Частью 1 статьи 23 Конституции РФ установлена неприкосновенность частной жизни — каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В развитие упомянутого конституционного положения в статье 152.2 Гражданского Кодекса РФ конкретизированы меры по охране частной жизни гражданина.
Не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения.
Статьей 137 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующийся произведении или средствах массовой информации.
Любые действия кредитора или коллектора по распространению информации о долге без согласия должника подпадают по указанные правовые запреты. Такими действиями могут быть, например, распространение информации о долге в социальных сетях родным, друзьям и знакомым должника.
Также запрещено размещение информационных объявлений о долге должника на жилом помещении, или иных зданиях и сооружениях.
Запрещено сообщать такие сведения и по месту работы должника.
Запрещено непосредственное взаимодействие c должником (звонки, смс и личные встречи) в ночное время с 22 до 8 утра в рабочие дни. В выходные и праздничные дни промежуток для ночного времени увеличивается с 20 часов до 9 утра.
Небезынтересно отметить, что судебные приставы не вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов только в случаях, не терпящих отлагательства[1] (например — создающие угрозу жизни и здоровью граждан).
Путем установления таких ограничений реализуется конституционное право граждан на отдых, установленное в части 5 статьи 37 Конституции РФ.
Возможно, в будущем подвергнется проверке в Конституционном Суде РФ положение комментируемого закона о том, что непосредственное взаимодействие с должником возможно в выходные и праздничные дни без каких-либо ограничений (ночное время не в счет).
По поводу ограничений в общении следует отметить, что Закон №230 не содержит понятия, что следует считать состоявшимися телефонными переговорами. Телефонные переговоры — это любой контакт, который состоялся с должником, либо телефонные переговоры — это разговор, при котором состоялось обсуждение долговой проблемы, выработаны пути решение данной проблемы.
Предполагаем, что первоначально практика пойдет по пути, что любой контакт (телефонное соединение состоялось, продолжительность разговора более 5-10 сек) будет считываться телефонными переговорами.
Кредитор и коллектор должны отправлять сообщения таким образом, что должник получал их в дневное время.
В связи с этим возникает вопрос, кто несет ответственность в случае неполадок связи. Так, например, кредитор направил смс в 9 часов утра, а из-за неполадок и (или) особенностей связи должник получил смс в 12 часов ночи.
Полагаем, что в данном случае необходимо оценить следующие обстоятельства – какие конкретные меры предпринял кредитор или коллектор для того, чтобы сообщение должнику было доставлено в разрешенное законом время, изучил ли кредитор договор и правила представления услуг связи, в какое время направил сообщение, учел ли кредитор часовой пояс, в котором проживает должник, в какое время оно должно было быть доставлено согласно условиям и правилам средств связи и т.п.
Таким образом, бремя доказывания своей невиновности возлагается на кредитора и коллектора, иное бы означало возможность обхода закона путем использования особенностей предоставления услуг связи.
Кредитор или коллектор вправе осуществлять звонки только с номеров телефонов, которые зарегистрированы за кредитором и коллектором, что подтверждается заключенным и действующий договором связи.
Таким образом, кредитору нельзя звонить должнику, например, со своего личного телефона.
В настоящее время существуют технические средства, которые искажают отображаемый номер звонящего на телефоне принимающего звонок.
Закон №230 запрещает применение таких технических средств – звонок может исходить только с телефонного номера, принадлежащего кредитору или должнику.
Из статьи 8 Закона №230 следует, что должник не вправе полностью отказаться только от одного вида взаимодействия с кредитором или коллектором – почтовые отправления по месту жительства или по месту пребыванию должника (пункт 3 части 1 статьи Закона №230)
От других видов взаимодействия – личных встреч и направление сообщений с помощью средств связи (пункты 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона №230) должник вправе отказаться при наличии определенных условий.
Кроме того, должник вправе указать кредитору или коллектору, о том, что взаимодействие будет производиться только через представителя должника, которым может быть только адвокат.
Во-первых, отказ от взаимодействия должен быть осуществлен должником в специально установленной письменной форме и специальным способом – либо заказное письмо с уведомлением (или вручение), либо через нотариуса.
В случае несоблюдения должником хотя бы одного из данных требований, отказ должника от взаимодействия считается непроизведенным и кредитор и (или) коллектор вправе продолжать взаимодействие с должником в порядке и способами, установленным данным Законом.
Например, если направить отказ простым письмом или совершить его в устной форме, то он будет считаться непроизведенным.
Во-вторых, должник вправе отказаться от взаимодействия с кредитором не ранее, чем через четыре месяца после возникновения просрочки обязательства.
Приведем пример. Должник по условиям договора займа обязан возвратить долг до 01.01.2017 года. Долг к указанному срок не возвращен.
Вне зависимости от того, какие действия совершил кредитор по взысканию долга (или он в этот период полностью бездействовал), должник вправе отказаться от взаимодействия с должником или кредитором после 01.05.2017.
У кредитора и коллектора останется только возможность направлять должнику почтовые отправления по месту жительства должника.
В случае, если просроченная задолженность взыскана в порядке гражданского судопроизводства, у кредитора и (или) коллектора появляются два дополнительных месяца с даты вступления в законную силу решения суда, в течении которых должник не вправе отказаться от взаимодействия порядке части 1 комментируемой статьи закона.
По истечению данного срока, вне зависимости от того, какие действия по взысканию долга предпринимал кредитор по взысканию долга, должник вправе отказаться от взаимодействия с кредитором.
Приведем пример. Решение суда о взыскании долга вступило в законную силу 01.01.2017. Должник вправе отказаться от взаимодействия после 01.03.2017.
В случае, если на досудебной стадии взыскания должник не пользовался своим правом на отказ от взаимодействия, то он вправе отказаться от взаимодействия по истечению одного месяца после вступления с законную силу решения суда о взыскании долга.
Отдельно необходимо остановиться о санкциях за нарушение требований Закона №230 (статья 16 Закона №230).
За нарушение требований Закона №230 предусмотрена административная ответственность по статье 14.57 КоАП РФ в соответствии с которой предусмотрены крупные штрафы на нарушителей (на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 до 100 тыс. руб.), а также дисквалификация руководителя юридического лица и административное приостановление деятельности юридического лица.
Выводы: Закон №230 вводит существенные ограничения как по количеству, так и по качеству взаимодействия между должников и кредитором или коллектором. За нарушение установленных запретов введены жесткие санкции вплоть до дисквалификации руководителя и приостановления деятельности юридического лица. Закон имеет явный дисбаланс интересов должника и кредитора, так как не содержит никаких преференций для кредиторов или коллекторов.
[1] Часть 3 статья 35 ФЗ «Об исполнительном производстве»