Иногда взыскатель, после предъявления исполнительного документа, выданного в отношении бюджетополучателя средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнению в орган Федерального казначейства Российской Федерации, получает его обратно без исполнения на основании того, что у должника отсутствуют открытые лицевые счета. При этом орган Федерального казначейства рекомендует обратиться взыскателю в суд, с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
По мнению редакции, в данном случае действия органа Федерального казначейства нарушают права и законные интересы взыскателя по исполнительному документу. Исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета, не может быть возвращен без исполнения по причине отсутствия у должника лицевого счета в органе Федерального казначейства.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника — бюджетного учреждения — не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановление Президиума ВАС РФ № 6758/08 от 21.10.2008 г., Постановление Пленума ВАС РФ № 9647/10 от 01.03.2011 г.
Толкование правовых норм, изложенное в Постановление Пленума ВАС РФ № 9647/10 от 01.03.2011 г., является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
По данному вопросу специалистами компании «Консультант Плюс» подготовлен обзор судебной практики, который доступен по адресу: http://www.consultant-so.ru/news/show/type/lawyer/year/2011/month/05/alias/ispolnitelnyj_list_o_vzyskanii_denezhnyh_sredstv_s_dolzhnika_byudzh_uchrezhdeniya